
Как получить налоговые вычеты у работодателя
Налоговые вычеты (социальные, имущественные) можно получить до окончания календарного года, в котором возникли соответствующие расходы, если обратиться к работодателю с уведомлением о подтверждении права на получение вычетов.
У работодателя можно получить большинство социальных вычетов (на обучение, лечение (включая дорогостоящее), физкультурно - оздоровительные услуги, добровольное страхование жизни, добровольное пенсионное страхование и уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию) и имущественных вычетов (по расходам на приобретение (строительство) жилья, на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или на которых расположены приобретаемые жилые дома, по расходам на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилья).
Для получения вычетов налогоплательщику необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением и документами, подтверждающими оплату соответствующих расходов.
Подать заявление в налоговый орган на получение уведомления о праве на получение вычетов налогоплательщик может:
- через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в разделе «Каталог обращений» - «Запросить справку (документы)» - «Заявление о подтверждении права на получение социальных вычетов»/«Заявление о подтверждении права на получение имущественных вычетов»;
- при личном обращении.
Налоговый орган рассмотрит заявление в течение 30 календарных дней и проинформирует налогоплательщика о результатах рассмотрения. Одновременно налоговый орган направит работодателю подтверждение права на вычет по данному налогоплательщику.
Работодатель предоставляет имущественные и социальные налоговые вычеты, начиная с месяца, в котором в его распоряжении оказались два документа: заявление о вычете от работника и подтверждение права на вычет от налогового органа. Налоговый агент будет выплачивать налогоплательщику заработную плату без удержания начисленного НДФЛ до тех пор, пока сумма вычета не будет получена полностью.
Так, максимально можно вернуть 13% от 150 тысяч рублей, если налогоплательщик оплатил свое обучение, медицинские услуги, лекарства, фитнес, по оплате прохождения независимой оценки своей квалификации, а также договоры негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования, добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) или по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. Вычет на дорогостоящее лечение можно заявлять в полной сумме понесенных затрат. Налоговый вычет на обучение ребенка (подопечного) составляет 110 тысяч рублей.
Предельная сумма имущественного вычета при покупке или строительстве жилья - 2 млн рублей, при выплате процентов по займам и кредитам на покупку или строительство жилья - 3 млн рублей.
Те, кто платит НДФЛ с доходов более 5 млн рублей в год, могут рассчитывать на больший размер возврата - 15% от суммы вычета.
Если налогоплательщик не обращается к работодателю в том же календарном году, в котором возникли расходы, он вправе в течение трех последующих лет получить налоговый вычет, представив декларацию по форме 3-НДФЛ за год, в котором были понесены соответствующие расходы.
Об изменениях в порядке применения ККТ с 01.03.2025
Введены дополнительные обязанности для управляющих рынками компаний
С 01.03.2025 года внесены изменения в организацию работы на рынках (Федеральный закон от 08.08.2024 № 273-ФЗ).
Арендаторы смогут получить торговое место на рынках только при наличии зарегистрированной ККТ в случае ведения деятельности, при осуществлении которой законодательством предусмотрено ее применение, а управляющие рынками компании (УРК) будут проводить проверку ее наличия.
При заключении договоров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями должна предоставляться копия карточки регистрации ККТ. Предоставление торговых мест указанным лицам и (или) использование торговых мест такими лицами для осуществления деятельности без наличия зарегистрированной (перерегистрированной) по адресу места нахождения рынка в установленном порядке ККТ не допускаются (ст. 14, 15 Федерального закона от 30.12.2006 № 271- ФЗ).
С 01.03.2025 года в обязанности УРК входит:
• Обеспечение соблюдения лицами, заключившими с УРК договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства о применении ими ККТ при расчетах с покупателями.
• Ежемесячное осуществление проверки факта наличия зарегистрированной (перерегистрированной) по адресу места нахождения рынка в установленном порядке ККТ у лиц, которым предоставлены торговые места. В целях мониторинга и контроля за применением ККТ арендаторами УРК могут воспользоваться сервисом ФНС «Сведения о рынках и арендаторах», размещенным в их личных кабинетах.
• В случае выявления факта отсутствия у лица, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, зарегистрированной (перерегистрированной) по адресу места нахождения рынка в установленном порядке ККТ УРК незамедлительно уведомляет лицо, с которым заключен договор, о необходимости устранения указанного нарушения.
• С момента выявления нарушения УРК не допускает осуществления на торговом месте деятельности, при осуществлении которой предусмотрено применение ККТ лицом, допустившим указанное нарушение, до момента его устранения.
• Если в течение 15 рабочих дней нарушение не устранят, УРК в одностороннем порядке расторгнет договор об аренде торгового места.
Несоблюдение УРК условий по контролю и применению их арендаторами ККТ влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
• на должностных лиц - от 40 до 50 тыс. рублей;
• на юридических лиц - предупреждение или штраф от 100 до 300 тыс. рублей;
• при повторном совершении правонарушения для должностных лиц эта сумма составит от 50 до 80 тыс. рублей, а для компаний - от 300 тыс. до 1 млн рублей (ч. 16 и 17 ст. 14.5 КоАП РФ).
Изменился порядок выдачи кассовых чеков
Изменения в порядок выдачи кассовых чеков внесены Федеральным законом от 08.08.2024 № 274 - ФЗ и вступили в силу с 01.03.2025.
ФНС России разработан дополнительный функционал сервиса «Мои чеки онлайн». Сервис станет одним из способов направления чека потребителю (пп.2 п.3 ст.1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 - ФЗ).
У бизнеса появится возможность сократить издержки на печать бумажных чеков или их направление на адрес электронной почты или номер телефона покупателя. Теперь предприниматели смогут направлять кассовый чек в электронном виде в приложение «Мои чеки онлайн». Выдавать электронные чеки можно строго с согласия покупателя. Также в кассовом чеке нужно будет отразить номер телефона или адрес электронной почты покупателя. В случае отправки клиенту электронного документа дублировать его на бумаге не нужно.
У налоговых органов появились полномочия по установлению требований к качеству фискальных документов. В перечень новых стандартов войдут такие критерии, как размер символов фискальных документов, их различимость, четкость и контрастность изображения, качество печати и размер QR-кода на фискальных и иных документах, отпечатанных на бумажных носителях, качество и время отображения QR-кода на дисплее автоматического устройства для расчетов и иных компьютерных устройствах (п. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 - ФЗ). Правила будут применяться в отношении как бумажных, так и электронных документов.
С 01.03.2025 расчеты через Систему быстрых платежей признаются расчетами с применением электронного средства платежа и, как следствие, подлежат обязательной фискализации. Все продавцы, принимающие оплату за товары и услуги с помощью СБП, будут обязаны выдавать потребителям чеки (п. 2.2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 - ФЗ).
Кроме того, с 01.03.2025 у налоговых органов появились новые инструменты для контроля за соблюдением предпринимателями и компаниями требований законодательства: доступ к актуальным сведениям. ФНС России будет получать информацию о безналичных транзакциях, в том числе проводимых через СБП, от Национальной системы платежных карт и платежного клирингового центра национальной системы платежных карт.
В соответствии с дополнениями, внесенными в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 - ФЗ, при осуществлении контроля и надзора налоговые органы будут вправе выносить предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о применении ККТ, в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом) в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248 - ФЗ.
Также налоговые органы будут вправе передавать Роспотребнадзору сведения об адресе, месте установки (применения) ККТ и дате сформированного с ее применением первого кассового чека (БСО) за реализуемые товары (результаты работ, оказанных услуг).
Изменился порядок выдачи расчетных документов в сфере общественного питания. С 01.03.2025 при оказании услуг общественного питания кассовый чек на бумажном носителе необходимо будет выдать клиенту до момента расчета. Документ будет фиксировать факт предстоящего приема оплаты за оказание услуг.
При расчетах за оказание услуг общественного питания ККТ может находиться на месте размещения наличных денежных средств, используемых пользователем для выдачи (возврата) покупателям (клиентам) (п. 1 ст. 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Процедуры постановки ККТ на учет упрощены
Федеральным законом от 08.08.2024 № 274-ФЗ внесены поправки в порядок регистрации контрольно - кассовой техники.
С 01.03.2025 года в два раза сокращаются сроки оказания ФНС России услуг по процедурам регистрации ККТ с 10 до 5 рабочих дней (п.7 ст.4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Упрощаются правила регистрации (перерегистрации) ККТ, применяемой в режиме, предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронном виде через оператора фискальных данных (п. 3.1 и 4.1 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
При регистрации такой ККТ пользователь вправе не передавать в налоговый орган сведения, содержащиеся в сформированном отчете о регистрации, если такой отчет будет направлен пользователем в налоговый орган в электронной форме через оператора фискальных данных. Датой подачи отчета о регистрации такой ККТ считается дата его передачи оператору фискальных данных.
При перерегистрации указанной ККТ пользователь вправе не подавать в налоговый орган заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ, направив в налоговый орган в электронной форме через оператора фискальных данных, который идентифицировал такого пользователя, отчет об изменении параметров регистрации. Датой направления отчета об изменении параметров регистрации считается дата его передачи оператору фискальных данных.
С 01.03.2025 вводится новое основание для снятия налоговым органом ККТ с учета в одностороннем порядке без заявления пользователя. ККТ снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя в случае не предоставления налоговым органам доступа к ККТ проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе ККТ, при осуществлении налоговыми органами контроля и надзора, предусмотренных действующим законодательством (п. 19 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
С 01.09.2025 расширяется возможность альтернативной подачи заявления о регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ. Заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ или заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или в электронной форме через кабинет ККТ, либо через личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через изготовителя ККТ или через оператора фискальных данных (п.1 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Уточнен порядок применения ККТ при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг на рынках
Федеральным законом от 08.08.2024 № 273-ФЗ вводится новый порядок применения ККТ на розничных рынках, ярмарках и выставках.
С 01.03.2025 наступает обязанность применять ККТ у налогоплательщиков, осуществляющих торговлю на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
С 01.03.2025 расчеты без ККТ на розничном рынке, ярмарке, выставке могут вести только:
организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН. Условие - они торгуют в розницу продовольственными товарами не более чем с трех торговых мест, общая площадь которых (включая места для хранения товаров) не превышает 15 кв. м;
сельскохозяйственные потребительские кооперативы (до 01.09.2025 включительно) при торговле товарами в розницу. Исключение - сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, при торговле на регулярных ярмарках выходного дня с общим числом не более 50 торговых мест, у которых вид деятельности входит в перечень, указанный в подпунктах 5, 20, 22, 25, 37, 46-48, 50-56, 66 пункта 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ (в частности, изготовление ключей, выращивание растений, переработка овощей, изготовление изделий народных художественных промыслов, производство ковров, звукозапись, охота, рыболовство, розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей)
Продавцы, которые с 01.03.2025 лишаются возможности работать без применения ККТ до конца 2025 года могут не указывать в чеках наименование товара и его количество.
Кроме того, Федеральным законом от 08.08.2024 № 274-ФЗ от обязанности использовать ККТ освобождены отдельные предприниматели.
С 01.03.2025 обязанность по применению ККТ снимается с индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельности и деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности на основании выданной лицензии. Это не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.